Поддержка плагинов в программах на Python
Введение
В
настоящее время множество программ поддерживают работу с плагинами (дополнительными модулями). Такая поддержка позволяет делать программы более гибкими и расширяемыми. В качестве примера можно привести известный медиапроигрыватель XMMS.
Существует библиотека dl, которая используется при разработке программ, поддерживающих механизм плагинов. О ее применении можно узнать из статьи "Добавление модулей расширения (плагинов) к программе", автор Tom Bradley.
В данной статье будет рассмотрен метод работы с плагинами в программах на Python.
Теория
Язык Python имеет встроенную поддержку модулей. В стандартную библиотеку Python'а входит множество модулей, содержащих функции для работы с операционной системой, протоколами и форматами, активно используемыми в сети Интернет, строками, базами данных и т.п.
Для подключения модулей в программу (которая тоже не что иное как модуль) используется инструкция import. Например, следующая строка загружает модуль fibo, который находится в файле fibo.py (пример взят из книги "Язык программирования Python"):
import fibo
При импорте модулей интерпретатор ищет файл с соответствующим именем в текущем каталоге, затем в каталогах, которые указанны в переменной PYTHONPATH, затем в путях по умолчанию (переменная окружения PATH).
Большинство программ на Python начинаются со строк, в которых с помощью данной инструкции и ее вариантов загружаются необходимые модули.
Имеется также возможность определить имя модуля динамически во время работы программы и загрузить его с помощью встроенной функции __import__.
Постановка задачи
Пусть необходимо разработать программу, которая в зависимости от подключенного плагина показывает в главном окне различные органы управления:
checkbox's plugin radiobutton's plugin
Плагин должен выбираться с помощью выпадающего списка. При нажатии на кнопку "get info" на экран будет выводиться некоторая информация о состоянии текущего плагина.
Решение
Сначала напишем модули плагинов. Будем использовать PyQt для создания интерфейсных элементов. Ниже представлен модуль, создающий окно с переключателем checkbox и меткой:
#! /usr/bin/python
import sys, os
import qt
def getPluginWidget(parent):
return PluginWidgetCheck(parent)
class PluginWidgetCheck(qt.QWidget):
def __init__(self, parent = None):
qt.QWidget.__init__(self, parent, "ConfigWidget")
topLayout = qt.QVBoxLayout(self, 0, 0, "topLayout")
self.lb = qt.QLabel("label", self)
topLayout.addWidget(self.lb)
self.rb = qt.QCheckBox("test", self)
topLayout.addWidget(self.rb)
self.connect(self.rb, qt.SIGNAL("clicked()"), self.slotClick)
def slotClick(self):
if (self.rb.isChecked()):
self.lb.setText("checked")
else:
self.lb.setText("unchecked")
def getInfo(self):
if (self.rb.isChecked()):
return "checkbox is checked"
else:
return "checkbox is unchecked"
if __name__ == "__main__":
app = qt.QApplication(sys.argv)
pluginWidget = PluginWidgetCheck()
app.setMainWidget(pluginWidget)
pluginWidget.show()
app.exec_loop()
Вот модуль с окном, которое содержит однострочный редактор и переключатель radiobutton:
#!/usr/bin/python
import sys, os
import qt
def getPluginWidget(parent):
return PluginWidgetRadio(parent)
class PluginWidgetRadio(qt.QWidget):
def __init__(self, parent = None):
qt.QWidget.__init__(self, parent, "ConfigWidget")
topLayout = qt.QVBoxLayout(self, 0, 0, "topLayout")
self.rb = qt.QRadioButton("test", self)
topLayout.addWidget(self.rb)
self.le = qt.QLineEdit(self)
topLayout.addWidget(self.le)
self.connect(self.rb, qt.SIGNAL("clicked()"), self.slotRadio)
def slotRadio(self):
if (self.rb.isChecked()):
self.le.setText("checked")
else:
self.le.setText("unchecked")
def getInfo(self):
if (self.rb.isChecked()):
return "radiobutton is checked"
else:
return "radiobutton is unchecked"
if __name__ == "__main__":
app = qt.QApplication(sys.argv)
pluginWidget = PluginWidgetRadio()
app.setMainWidget(pluginWidget)
pluginWidget.show()
app.exec_loop()
Оба модуля содержат функцию getPluginWidget, возвращающую виджет, который будет размещен в окне. У данного виджета есть метод getInfo, возвращающий информацию о его состоянии.
Обратите внимание на следующий фрагмент:
if __name__ == "__main__":
app = qt.QApplication(sys.argv)
pluginWidget = PluginWidgetRadio()
app.setMainWidget(pluginWidget)
pluginWidget.show()
app.exec_loop()
Переменная __name__ содержит имя модуля. Если же модуль запускается из командной строки, а не импортируется, эта переменная имеет значение __main__. Используя подобный фрагмент, можно выполнить отладку модуля отдельно и только потом его импортировать в программу.
Теперь рассмотрим текст программы:
#!/usr/bin/python
import sys, os
import qt
class MainWidget(qt.QWidget):
def __init__(self, parent = None):
qt.QWidget.__init__(self, parent, "ConfigWidget")
topLayout = qt.QVBoxLayout(self, 0, 0, "topLayout")
self.cb = qt.QComboBox(0, self)
topLayout.addWidget(self.cb)
self.cb.insertItem("radio")
self.cb.insertItem("check")
self.gb = qt.QVGroupBox("conf", self)
topLayout.addWidget(self.gb)
self.pb = qt.QPushButton("get info", self)
topLayout.addWidget(self.pb)
self.toolWin = None
self.connect(self.cb, qt.SIGNAL("activated(const QString&)"),
self.slotToolChanged)
self.connect(self.pb, qt.SIGNAL("clicked()"), self.slotGetInfo)
self.slotToolChanged("radio")
def slotToolChanged(self, toolName):
toolName = str(toolName)
if (sys.modules.has_key(toolName)):
module = reload(sys.modules[toolName])
else:
module = __import__(toolName, globals())
if(self.toolWin is not None):
self.toolWin.close()
self.toolWin = module.getPluginWidget(self.gb)
self.toolWin.show()
def slotGetInfo(self):
print "info:" + self.toolWin.getInfo()
app = qt.QApplication(sys.argv)
mainWidget = MainWidget()
app.setMainWidget(mainWidget)
mainWidget.show()
app.exec_loop()
Загрузка плагинов выполняется в методе slotToolChanged. Сначала мы проверяем, загружался ли модуль ранее. Если да, то заново его считываем и инициализируем с помощью функции reload. Иначе модуль импортируется функцией __import__. После загрузки модуля внутри groupbox'а создается окно плагина.
Так как эта программа создавалась лишь с демонстрационными целями, я намеренно не добавлял обработку ошибок.
Заключение
Таким образом, встроенные возможности Python'а позволяют довольно легко разрабатывать программы, поддерживающие механизм плагинов.
автор: Вадим Хохлов
|
ПОМОЩЬ САЙТУ :
|
|
|